дельфины 7, ядовитые растения 3, цитрусовые 1, животные 2, дарвинизм 6, Лето 3, лекарственные растения 12, обезьяны 4, Осень 3, млекопитающие 16, растения 38, насекомые 3, сумчатые 1, эволюция 2, экология 4, наука 30, змеи 3, биология 25, Зима 3, планета 1, овощи 17, кошки 5, грызуны 1, вода 11, собаки 7, ягоды 2, земноводные 1, Весна 3, птицы 12, исчезающие 6

Чарльз Дарвин. Вокруг света на «Бигле».

Обновлено: 28.11.2010 - 06:15

Чарльз ДарвинЧарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрюсбери, где его отец Роберт Уоринг Дарвин, сын известного в своё время поэта и учёного Эразма Дарвина, занимался вра­чебной практикой. Жена Роберта Уоринга, Сусанна, дочь Иосии Веджвуда, умерла, когда Чарльзу не исполнилось ещё и восьми лет.

На девятом году жизни Чарльз Роберт посту­пил в элементарную школу, а год спустя перешел в гимназию доктора Бетлера, где показал... весьма по­средственные успехи. В гимназии налегали главным образом на классические языки, словесность и про­чие гуманитарные дисциплины, к которым у буду­щего «потрясателя основ» не оказалось ни охоты, ни предрасположенности, ни способностей.

Зато рано пробудившийся у него интерес к при­роде выражался сначала в собирании растений, ми­нералов и раковин, потом насекомых, птичьих гнёзд и яиц... Впрочем, юный коллекционер собирал так­же печати, конверты, автографы, монеты и т. п.

Эти предосудительные для джентльмена заня­тия, с точки зрения его родственников, вдобавок к весьма посредственным школьным успехам вызывали упреки, раздражение и нешуточный гнев его родителя. В 1825 году, вняв увещеваниям отца, Чарльз Дарвин поступил в Эдинбургский универ­ситет, где проучился два года, готовясь к медицин­ской карьере, но безуспешно.

Следующая попытка получения приличного об­разования и сана священнослужителя привела Дар­вина в Кембридж. Однако и тут, в изучении наук духовных, он особенно не преуспел, закончив курс без всяких отличий, в числе многих — «oi роllоi». Иными словами, классического образования в тра­диционном понимании того времени Чарльз Дарвин не получил.

Гораздо большее значение, чем книжное обуче­ние, имели для него личное знакомство с натурали­стами, посещение научных обществ и естественно-исторические экскурсии. В Эдинбургском универ­ситете он познакомился с геологом Энсвортом и зоологами Кольдстремом и Грантом, которых часто сопровождал на морской берег, где они собирали морских животных.

К этому времени относится первая, ненапеча­танная работа Дарвина, содержавшая некоторые его натуралистические наблюдения. В Кембридже он познакомился с Генсло, ботаником, обладавшим об­ширными знаниями и в других отраслях естество­знания, устраивавшим экскурсии, в которых принимал участие и Дарвин. К концу пребывания в Кембридже Дарвин был уже вполне сложившимся на­туралистом.

В 1831 году Генсло рекомендовал Дарвина в ка­честве корабельного коллектора капитану «Бигля» Фицрою, набиравшему экипаж для кругосветной экспедиции по особому заданию правительства Ве­ликобритании. В обязанности Дарвина отныне вхо­дили сбор, опись и хранение всевозможных образ­цов минералов, руд, насекомых, животных, рыб, птиц и всего остального, обнаруженного экспедици­ей за время кругосветного плавания.

Кругосветное путешествие продолжалось около пяти лет. Многочисленные коллекции, собранные Дарвином и впоследствии обработанные Р. Оуэном (ископаемые млекопитающие), Ватергаузом (совре­менные млекопитающие), Гульдом (птицы), Беллем (пресмыкающиеся и земноводные) и Дженнинсом (насекомые), послужили материалом для общего труда, изданного под заглавием «Зоология путеше­ствия "Бигля"».

Сам Дарвин взял на себя геологическую часть путешествия. Результатом его исследований стали такие работы, как «О строении и распределении ко­ралловых рифов» (1842), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) и «Геологи­ческие исследования в Южной Америке» (1846).

Дарвин разработал гипотезу, объясняющую происхождение различных форм коралловых рифов постепенным понижением морского дна. Эта в выс­шей степени простая, оригинальная и остроумная теория быстро утвердилась в науке, однако с той же скоростью вызвала и резкие возражения некоторых профессиональных геологов.

Нельзя отрицать того, что геологические ис­следования Дарвина, независимо от своей факти­ческой ценности, добавили несколько важных до­полнений к входившему в тогдашнюю моду срав­нительно-историческому методу в геологии — актуализму. Автор теории, английский естествоис­пытатель Чарльз Лайел (1797—1875), полагал, что изучение текущих геологических процессов может приоткрыть завесу тайны над аналогичными про­цессами прошлого.

Кроме специальных работ по геологии, Дарвин издал двухтомный дневник своего путешествия — «Путешествие вокруг света на корабле "Бигль"» — книгу, замечательную по богатству наблюдений и простоте изложения. Эти труды сделали ему имя в кругу учёных. С этих пор он посвятил свои силы всецело и исключительно науке.

Вернувшись в Англию, Дарвин поселился в Лон­доне, где и женился в 1839 году на Эмме Веджвуд, но слабое здоровье вынудило его покинуть город.

В 1842 году он перебрался в имение Даун, где про­жил почти безвыездно до самой смерти.

Идея создания всеобъемлющей теории, прояс­няющей процессы развития органического мира, осе­нила его ещё во время кругосветного путешествия. Тогда это было пока лишь безотчетное стремление широкого и пытливого ума, невольно устремляюще­гося к труднейшим и загадочным проблемам.

И только по возвращении из путешествия, в 1837 году, Дарвин приступил к разработке теории. Сама идея естественного отбора пришла к нему по прочтении трудов английского экономиста, осново­положника мальтузианства Томаса Роберта Маль­туса (1766-1834).

Черновой вариант эволюционной теории был готов в 1842 году, двумя годами позднее — более подробный. Следующие двенадцать лет прошли в поисках и обработке материала, и только в 1856 году Дарвин, по рекомендации Лайела, начал составлять извлечения для печати.

Трудно сказать, как сложилась бы судьба этих «извлечений», рассчитанных на три-четыре тома, если бы в 1858 году А. Р. Валлас, занимавшийся естественноисторическими исследованиями в Ма­лайском архипелаге, не прислал Дарвину статью, содержавшую в краткой и беглой, но отчетливой форме ту же идею естественного отбора.

Валлас просил Дарвина посодействовать в пуб­ликации его статьи в журнале Линнеевского общест­ва. Посоветовавшись с друзьями, Дарвин решил опубликовать вместе со статьей Валласа и краткое извлечение из своего труда. В 1859 году вышел в свет и более подробный очерк, называвшийся «Origin оf species by means of natural selection» — «Происхожде­ние видов путем естественного отбора».

Теория была разработана так тщательно, опира­лась на такую громаду фактов, объясняла столько загадочных явлений, указывала столько новых пу­тей для исследования, что утвердилась в науке с замечательной быстротой, несмотря на ожесточен­ные нападки противников трансформизма.

Родословная, выведенная от доисторической обезьяны, устраивала не всех! Наиболее враждеб­ное отношение теория Дарвина первоначально встретила во Франции и утвердилась там только многие годы спустя... Задевая за живое расхожие представления о человеке, его происхождении и развитии, теория эволюции Дарвина, естественно, возбудила толки в общей литературе, в ежедневной прессе, в среде теологов, учёных и обывателей. Тер­мины «дарвинист», «дарвинизм», «борьба за суще­ствование» стали нарицательными.

Имя Дарвина приобрело такую известность, ка­кой не доставалось ни одному учёному. Его теория произвела беспримерное в истории науки впечатле­ние. По прошествии полутора веков можно сказать, что эволюционизм выглядит даже гораздо более «громким» и шокирующим, чем теория относитель­ности Эйнштейна.

Практически все последующие исследования Дарвина представляли собой дальнейшую разра­ботку его теории в применении к тем или другим проблемам биологии и ботаники. Книги «Приспо­собления орхидей к оплодотворению посредством насекомых» (1862), «Действие самоопыления и пе­рекрестного опыления в растительном царстве» (1876) и «Различные формы цветов у растений од­ного и того же вида» (1877) прояснили биологиче­ское значение цветка и взаимные отношения между насекомыми и растениями.

Два объёмистых труда — «Движения и образ жизни лазающих растений» (1876) и «Способность растений к движению» (1880) — были посвящены именно движениям вьющихся и лазающих растений и изучению феномена циркумнутации — кругового движения верхушки растущих органов.

В 1868 году Дарвин издаёт огромный двухтом­ный труд «Прирученные животные и возделанные растения» — «The variations of animals and plants under domestication». В первом томе приведены дан­ные по искусственному отбору, происхождению домашних животных и растений. Во втором освещены взаимосвязанные и взаимовытекающие проблемы: законы наследственности, явления атавизма, влия­ние скрещивания и наименее удачная из гипотез Дарвина — гипотеза пангенезиса, с помощью кото­рой он собирался объяснить процесс наследствен­ности.

Он работал практически до последнего дня и боялся не смерти, а старческого одряхления, потери ума и способности мыслить. Судьба была милости­ва к нему, до такого состояния дожить ему не при­шлось. В конце 1881 года Дарвин почувствовал себя очень плохо, вскоре уже не мог выходить из дома, но продолжал заниматься наукой и ещё 17 апреля 1882 года проводил какие-то опыты. На следующий день Чарльз Дарвин скончался на 74-м году жизни. Тело его было перенесено в Вестминстерское аббат­ство и погребено рядом с гробницей Ньютона.

Ксения Юрьева.

<<- Эволюция... теории Дарвина!